Несмотря на упрощенно-философский характер раздела ЕГЭ по обществознанию «Человек и общество», часто в нем поднимаются по-настоящему глубокие гносеологические* проблемы.
Например, следующий вопрос:
На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира.
Вопрос познаваемости мира поднимался уже в XVII веке английским философом и ученым Фрэнсисом Бэконом. Он сформулировал идею об «идолах познания», которые мешают человеку познавать мир и докопаться до истины.
Первый идол – «Идол Рода». Это заблуждения, находящиеся «в самой природе человека» à несовершенство человеческих чувств. Зрения, слуха, обоняния. Их Бэкон сравнивает с неровным зеркалом, которое неверно отражает природу (то есть, объективный мир).
Второй идол – «Идол Пещеры». Это проблема интерпретации научных фактов каждым конкретным человеком. Здесь пещера – это внутренний мир человека со своими предрассудками и убеждениями. Например, верующий человек, пусть даже и физик, может трактовать какие-либо физические явления в пользу подтверждения, например, Божественной теории образования мира.
Третий идол – «Идол Площади». Это уже не личная интерпретация, а общественная. Мировоззрение ученого неотделимо от социума, в котором он воспитывается, от мнения общества. К примеру, человек, выросший в мусульманской среде, по умолчанию будет считать, что в жизни существуют строго женские и мужские обязанности – никак иначе. Возможно, он даже будет думать, что женщина по природе своей менее способна, чем мужчина и в исследованиях станет опираться именно на это ложное основание.
И последний, четвертый – «Идол Театра». Он исходит из навязанных человеку ложных теорий и убеждений об устройстве мира. В случае со средневековьем это было убеждение, что Земля плоская, стоит на слонах и черепахе. Сегодня это конспирологические теории о жидомасонском заговоре, рептилойдах, вездесущих агентах Госдепа и т.п. Их объединяет изначально ложный взгляд на действительность и, как следствие, невозможность эту действительность познать.
В философии даже существуют различные направления, отличающиеся взглядами на степень возможности познания мира. В основном эти степени, конечно, к нулю стремятся. Например, агностицизм утверждает невозможность познания объективной действительности через субъективный опыт. Почему? Да хоть по тем же идолам Бэкона.
Другое интересное направление – солипсизм, и вовсе утверждает, что наше сознание – единственная реальность, объективная же действительность окружающего мира отрицается. Если проще: когда вы не смотрите на вещь, ее нет. Потому что есть только ваши мысли.
В ответе на вопрос о сложности познания объективного мира стоит указать следующее:
1. Человеческие органы чувств ограничены, поэтому изобретаются приборы для их улучшения (микроскопы, телескопы), однако совершенству (увидеть самые мелкие частицы и самые далекие галактики) нет предела.
2. Личные взгляды человека могут не позволить ему смотреть на вещи объективно: так, религиозный человек может считать, что формула святой воды как-то отличается от формулы просто воды. Возможно, как-то так H2☼, но это не точно.
3. Человеку может мешать окружение, традиции общества, в котором он вырос. Например, представление о том, что именно Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот, доминировало в Средние века до исследований Николая Коперника. Но ему не поверили, как
и Галилею, и Джордано Бруно. Последнего, кстати, сожгли. Поэтому иметь свое мнение и доказывать его, противостоя большинству не только сложно, но временами и опасно.
Берегите себя и своих близких!
*Гносеология – раздел философии, изучающий возможности познания человеком мира а гносеологические проблемы = познавательные проблемы.
Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: