Игра как вид деятельности

Зачем мы играем? Так ли бесполезна игра? Правда ли, что игра – это детское занятие?

Игра является основным видом человеческой деятельности, наряду с трудом и учением.

Это осмысленная, непродуктивная (то есть, не нацеленная на конкретный результат) деятельность, в которой самое главное – это процесс. Потому что он увлекателен и приносит удовольствие. Зачем человек играет?

Ребенок в процессе игры усваивает социальные роли (например, игра в семью), учится общению, взаимодействию в команде. В игре могут проявиться лидерские способности или же наоборот – талант к точному исполнению указаний. Игра, таким образом, представляет собой пространство свободного творчества ребенка. Поэтому игра совсем не бесполезна. Это касается «свободных» игр, вне компьютера. Последние сильно сужаются набором правил, которым нужно следовать. Однако и у них есть своя польза.

Правда ли, что игра – детское занятие? Сегодня аудитория компьютерных игр очень широка – от маленьких детей, которые еще толком не говорят, до пенсионеров. В Швеции даже есть команда по Counter-Strike – Серебряные снайперы, её участникам от 63 до 81 года.

Компьютерные игры позволяют в безопасных условиях отработать навык действия в стрессовых ситуациях (со слабо выраженным стрессом, естественно), улучшают реакцию, что, кстати, особенно важно для пенсионеров. Так что научите своих бабушек-дедушек играть в Танки и Доту – у них, в отличие от вас, есть на это время, им не нужно готовиться к ЕГЭ.

Животные тоже могут и любят играть. Как и человек, в процессе игры они усваивают качества, которые пригодятся им во взрослой самостоятельной жизни. Например, котята, гоняющиеся за мухами, вскоре будут бить мышей или даже крыс.

Во второй части ЕГЭ по обществознанию может встретиться следующий вопрос, касающийся игры:

С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

Здесь все достаточно просто: игры изменяются со временем, и игра может меняться в процессе. Это и нужно доказать.

1. В игре могут меняться правила – в зависимости от количества игроков, особенностей местности (например, пни или кочки, по которым разрешено прыгать, могут быть заменены в городе на автомобильные шины и т.п.)

2. Игру можно выдумать. Более того, некоторые игры целиком построены на фантазии и свободном сюжете – например, детские ролевые игры в дочки-матери, ковбоев, пиратов и т.п.

3. С течением времени игры меняются технически: сегодня распространены компьютерные игры, однако это не лишило популярности активные игры.

Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания