XIX век России можно смело назвать веком политического пробуждения. Начавшись робкими реформами Александра I и восстанием декабристов-политических идеалистов, он оканчивается вполне себе работающими, часто рабочими, иногда, к большому сожалению, террористическими политическими объединениями. Западники и славянофилы органически вписываются в этот век спора о судьбах России.
С чего начинается спор между западниками и славянофилами?
В 1836 году П. Чаадаев (тот самый, которому А. Пушкин посвятил свое «и на обломках самовластья напишут наши имена») публикует «Философические письма». В них он рассуждает об отставании России по вине православия, которое не освобождало людей, а наоборот, своей пропагандой смирения власти способствовало установлению крепостничества. Он критикует «пережитки прошлого» в виде религии, веры, крепостничества, признавая необходимость следовать пути европейской цивилизации.
Письма были очень радикальны, поэтому в круге образованных людей вызвали небывалый ранее холивар. Поддержавшие Чаадаева в истории остались как Западники, то есть, стремящиеся к западному пути развития. Противников же Чаадаева назвали славянофилами. Не потому, что они славян любили как этнос, а за точку зрения уникальности пути. Спор накалялся, приходилось разрабатывать все более изощренные доводы в свою пользу. Так и оформились два вполне полноценных интеллектуальных течения общественно-философской мысли.
В чем заключались взгляды западников и славянофилов? Кратко.
Основная идея западников – Россия должна развиваться по тому же пути, что и Европа. Уход от этого пути – ошибка, из-за этого наша страна отстает.
Основная идея славянофилов – у России свой, особенный путь. И с Европой нам не по пути.
Взгляды западников.
Западники считали, что Россия должна следовать европейскому пути. Следовало освободить крестьян, разрушить общину (так как она сковывала инициативу предприимчивых крестьян), создать условия для развития промышленности. Опорой государства западники считали буржуа – предпринимателей, а не родовитое дворянство. Надо сказать, на буржуа в те годы в стране был дефицит. Основой развития должна была стать наука, которая двигала промышленность. Западники положительно относились к Петру I за европеизацию (видимо, забыв о его тотальном закрепощении крестьян). Религия в государстве не должна играть значимую роль: разум важнее, чем вера.
Представители западничества: П. Чаадаев, И. Тургенев, Б. Чичерин, Н. Огарёв, В. Белинский и др.
Взгляды славянофилов.
Славянофилы показали недюжинную оригинальность в критике взглядов западников. Гораздо проще сказать, что надо бежать за успешной Европой, чем как-то оправдать своё нынешнее бедственное состояние. Славянофилы занялись последним.
Что это значит? Никакой Европы – у России свой путь (да, многие политики так и видятся потомками славянофилов). Он заключается в важности православной веры. Запад, как писали славянофилы, прогнил в своём неверии и спасти его должна будет именно Россия со своей религиозной чистотой. Стране не нужна либеральная ересь, в том числе и научная рациональность. Общество должно быть патриархальным, крестьянская община сохранена. Но! При этом славянофилы, как и западники, выступали за отмену крепостного права и введение крестьянского самоуправления. Их девиз: «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Поэтому не такими уж консерваторами они были.
Представители славянофильства: А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков, Ф. Чижов и др.
По поводу того, кто победил и чей опыт реализовался – славянофилов или западников, можно долго спорить – слишком противоречива история нашей страны, чтобы дать окончательный ответ.
Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: