Торжественный церемониал Ивана III

Фёдор Бронников. «Встреча царевны Софьи Палеолог псковскими посадниками и боярами
в устье Эмбаха на Чудском озере»

Представления о короле/царе как о человеке, который может делать абсолютно всё – казнить и миловать, есть на завтрак пирожные и вставать во сколько угодно, несколько не соответствуют действительности. Пусть к самодержавию и неограниченной власти у европейских монархов, к которым относятся и русские цари, был не близок.

Например, князь в древней Руси был просто первым среди равных. Никто перед ним на колени не падал ежеминутно и землю не целовал. Он был такой же человек, как все остальные, только с большей властью, за которую нужно было еще побороться. Даже Александра Невского, который с таким успехом защищал Новгород то от шведов, то от Ливонского ордена, новгородцы несколько раз просто выгоняли из города. За чрезмерное властолюбие. Что уж говорить об отце Ивана III, Василии Темном, которого несколько раз лишали престола, изгоняли из Москвы, а потом и вовсе ослепили. Мало было уважения к князьям, это точно.

Но почему же уже в XVI веке те же боярские семьи безропотно сносят, когда их, как ягнят, ведёт на заклание опричное войско Ивана IV? Умирали, терпели, а царя не трогали. Значит, у него была какая-то ментальная защита, право творить всё, что угодно, богоизбранность… Истоки подобного отношения лежат в правлении его деда, Ивана III.

Иван III на почтовой марке России, 1995

Во второй части ЕГЭ по истории может встретиться следующий вопрос:

До Ивана III быт московских князей, их придворный церемониал были довольно скромными, лишёнными какой-либо пышности и особой торжественности. При Иване III это изменилось, был введён пышный, торже-ственный церемониал. Приведите не менее трёх объяснений этим изменениям.

Действительно, при Иване появляется торжественный язык обращения, придворные теперь не могут так вот запросто обратиться к правителю, у которого даже меняется шаг – на особенный, чинный и неторопливый (дабы показать всё величие). С чем это связано и были ли у Ивана основания на подобное «чванство»? Как ни странно, были.

    1. В 1472 году Иван сыграл очень значимую свадьбу. Его женой стала племянница последнего византийского императора Константина из рода Палеологов – Софья. Несмотря на то, что Византия с 1453 года прекратила свое существование (из-за захвата турками Константинополя), такая свадьба существенно поднимала престиж Русского государства и делала Ивана символическим преемником восточной римской империи. Современный герб России – двуглавый орел, пошел как раз от герба династии Палеологов. Таким образом, поднявшийся статус русского князя позволил ему ввести торжественный церемониал по византийскому образцу. Этому так же способствовало влияние его жены Софьи.

    2. Именно при Иване III произошел окончательный разрыв с Ордой. С 1480 года – стояния на реке Угре, Русское государство даже формально освобождается от зависимости + именно при этом князе к Москве присоединяется большая часть бывших русских земель – Тверь и Новгород. Таким образом, Иван, со времен чуть ли не Владимира Мономаха, становится первым независимым правителем большей части русских земель – национальным правителем, а не «управляющим городом Москва», каким был, например, Иван Калита. Этот статус позволил ему усложнить придворные церемонии.

    3. Свадьба на Софье Палеолог позволила Российскому государству стать преемником в том числе восточного христианства, православия. Позже даже появится концепция «Москва – третий Рим». Именно со свадьбы в обозначении титула на государственных грамотах стало указываться «Божьей милостью государь». Таким образом, Иван становился не только государственным, но и церковным преемником православия, богоизбранным.

Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания