Именно такой лозунг использовал Борис Ельцин в своей президентской компании в 1996 году. Тогда его избрание на второй срок оказалось буквально чудом маркетинга. Накануне выборов опросы ВЦИОМ (всероссийский центр изучения общественного мнения) о рейтинге действующего президента показывали около 3-6% одобрения, что неудивительно. Масштабные экономические реформы, хоть и были необходимы, но на первых порах приводили к обнищанию населения, шла чеченская война. Отсутствие цензуры позволяло СМИ критиковать президента как по телевизору, так и по радио с газетами (интернета тогда не было). Главным соперником Ельцина был тогда еще не очень старый коммунист Геннадий Зюганов, который ассоциировался у многих со стабильностью СССР и возможностью вернуть былые времена.
Так как же всё-таки Ельцину удалось выиграть?
Для начала рассмотрим задание-задачу, которая может встретиться во второй части ЕГЭ по обществознанию. А заодно попробуем составить портрет идеального кандидата.
Учёные определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.
Ответить на этот вопрос можно, просто опираясь на здравый смысл, а можно обратиться к типам легитимности власти по М. Веберу и дать ответ, основываясь на них. Вебер рассуждает, почему ту или иную власть в принципе признают.
- Традиционная власть — опирается на то, что так было всегда — на традиции. От создателей»хорошо не жили — неча и начинать». Мы подчиняемся им, потому что так было всегда.
- Харизматичная власть — опирается на личные качества лидера, который является хорошим оратором и часто красив собой. Мы подчиняемся ему, так как он обладает сверхспособностями.
- Рациональная власть — наиболее распространённая легитимность в странах с высоким уровнем жизни. Она опирается на профессионализм тех, кого выбрали. Мы подчиняемся им, потому что они должны хорошо справляться со своей работой.
Очевидно, что никто не потащит себя добровольно на избирательный участок в воскресенье, чтобы только чтобы поставить галочку напротив случайной фамилии или партии. Это делается более сознательно. Типы легитимности напрямую связаны с факторами, которые влияют на избирателя в его выборе кандидата. Важно различать два момента — черты кандидата и самого избирателя. Сначала мы разберём кандидата, а потом уже и среду обитания избирателя.
- Внешность. Да, именно на неё обращают внимание в первую очередь все, даже эксперты. Так, молодой и стройный кандидат в очках и клетчатой рубашке, вероятно, привлечет аудиторию 20-35, тогда как солидный «хозяйственник» кого-то постарше. Так как основным избирателем у нас в стране являются женщина около 50 лет (такова демографическая ситуация), то можем предположить, что наш кандидат должен быть высоким и в меру стройным мужчиной около 40 лет.
- Семейное положение, вероисповедание, этническая принадлежность. Это важно, потому что человек склонен выбирать кого-то близкого, похожего на себя. Такому кандидату легче доверять, пока только на эмоциональном, а не на профессиональном уровне. Наш кандидат обогатился следующими качествами, теперь он женат 1 и единственный раз, имеет 2 разнополых детей
- Биография, опыт работы, заслуги. Это самое важное и рациональное в выборе кандидата — где он родился, кем работал, что полезного успел сделать. Тут запрос общества по сравнению с нулевыми сильно изменился. Если после «лихих девяностых» люди желали крепких хозяйственников с 9 классами образования или военных, чтоб навели порядок, то сейчас это должен быть штатский человек, с прозрачной биографией, образованный управленец.
Данные черты важны для кандидата, но нам важен и сам избиратель. Ведь выбор атеистичной женщины-кандидата наук из города миллионника может принципиально отличаться от выбора, например, священника из маленького ПГТ. Их мировоззрения сильно отличаются, отсюда и факторы:
- Социальная среда, в которой проживает избиратель. Это может быть военный городок, деревня, город-милионник или вообще избиратель может на ПМЖ находиться заграницей.
- Уровень образования — отсюда и разное понимание, что необходимо стране, разные приоритеты.
- Религиозность — она непосредственно влияет на шкалу политического спектра.
- Доступность СМИ. Понятно, что уровень осведомленности бабушки из глухой деревни, где работает один-два канала по телевизору, будет существенно ниже пользователей Интернета.
Факторы, связанные непосредственно с избирателем и кандидатами можно замиксовать в ответе.
А что Ельцин? Понимая, что его рейтинг катастрофичен, он привлёк лучших маркетологов и развернул беспрецендентную выборную кампанию — с концертным турне по России с привлечением рокеров и не только. Главное было — привлечь на избирательные участки молодёжь, так как консервативное старшее поколение выбрало бы Зюганова. За Ельцина агитировали Пугачева (она тогда была гораздо моложе), Сплин, БГ, Макаревич, Аллегрова и другие мега-популярные артисты 90-х. Так же основной лозунг «голосуй, или проиграешь» играл на контрастах с советским временем дефицита и политических преследований, которые демократ Ельцин не одобрял, ратуя за полную свободу СМИ. Отсюда и джинсовка с тюремной робой на плакатах. Стоит добавить, что главный лозунг был взят с президентской кампании Билла Клинтона, президента США «choose or lose». Это было уместно, так как в 90-е годы взаимоотношения России и США были очень тёплыми.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: