(Основные вопросы, поднимаемые во второй части ЕГЭ по истории Древней Руси домонгольского периода)
Вторая часть ЕГЭ по истории часто вызывает затруднение у выпускников — вопросы поднимаются действительно дискуссионные, спорные. Нужно не просто выучить необходимые события, но и сформировать собственную точку зрения — ведь только так ее получится защитить на экзамене. Казалось бы, сложность должны вызвать вопросы по новейшей истории — ведь она до сих пор формируется (да, история — она такая) и нет единых мнений ни по поводу красного движения в гражданскую войну, ни тем более по причинам развала Советского Союза. Но даже древняя история не так однозначна. Почему же?
Сегодня для государства важно национальное самосознание, которое уходит корнями в происхождение народности, истории ее становления. Именно поэтому древность или зарождение и становление Русского государства до сих пор представляет собой дискурсивное образование.
Какие основные вопросы поднимаются на ЕГЭ по истории России домонгольского периода?
Важно: все представленные вопросы подробно будут рассмотрены преподавателем, если вы записываетесь на курсы ЕГЭ история – Предмет один из самых дискуссионных и требует обратной связи с преподавателем.
Происхождение государства
Да, споры о происхождении государства Русского до сих пор продолжаются, основной вопрос: что было решающим фактором его становления?
Вопрос в ЕГЭ может звучать следующим образом:
Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).
Что нам с этим делать? Проводить краткий Ликбез.
Существует две основные теории:
Норманнская теория: государственность на Русь была принесена «извне», варяжским конунгом — Рюриком. Об этом сохранилась запись в Повести временных лет о призвании варягов, датируемая 862 годом. Слово Русь – варяжского происхождения, а сами варяги – Скандинавы.
Антинорманнская теория – государственность на Руси возникла в результате сложных общественно-экономических процессов и не могла быть вот так запросто быть привнесена извне. Слово Русь имеет славянское происхождение, а варяги – это сами же славяне с южного берега Балтийского моря.
К слову, авторы первой теории – немцы из Российской академии наук – Миллер и Байер, тогда как ее первым серьезным противником стал М. В. Ломоносов.
У сторонников обеих теорий есть свои весомые аргументы и свои цели, часто имеющие мало общего с нахождением истины. Что это значит?
Признание норманнской теории предполагает несостоятельность славянского народа, его неспособность самостоятельно создать государственность. Антинорманнская же теория полностью исключает влияние северных народов и признает значимость внутренних социально-экономических процессов, их доминирование над ролью личности в истории.
Таким образом, вопрос об образовании государства на Руси схож с комическим вопросом философии – курица или яйцо, что первично? Материя или сознание? В переводе на нашу проблему следует определиться, к чему ваша душа лежит больше: к мнению, что все создано кем-то (мифическим Творцом) и отдельная личности способна построить целое государство. Или же к тому, что социальная среда порождает сильных личностей, и не будь такой подходящей среды (государственности на Руси), то самая сильная личность не могла бы внести принципиального изменения в историю.
В первом случае вы – норманисты, поддерживайте викинга-Рюрика и помните о своей склонности к идеализму.
Во втором – антинорманисты, вторите Ломоносову и откройте на досуге томик К. Маркса, ведь вы – практически материалист.
Постройте свое мнение и защищайте его, но помните, что необходимо знать и его слабые стороны: вдруг придется называть еще и аргументы против? А такое бывает в истории.
Мы представили одну из дискурсивных проблем по блоку древняя Русь. ЕГЭ представляет из себя несколько таких блоков, Ликбез на которые будет постепенно обновляться.
Это 1 статья из цикла по Древней Руси. Другие части, вы можете почитать здесь:
Часть 2. Походы Святослава – как понимать?
Часть 3. Почему Владимир Русь крестил?
Записаться к нам на курсы или задать интересующие вас вопросы, вы можете, позвонив по телефону 2-950-216
Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: