Зачем нужно читать?
Один из классических ответов: для расширения кругозора. «Но ведь можно смотреть познавательные передачи, фильмы», — возразят ненавистники букв. Действительно, можно. Но ведь любой фильм – это всего лишь интерпретация ранее написанного текста. Интерпретация одного человека, который навязывает смотрящим свой взгляд. В книге же мы имеем дело с текстом, который преобразуется в образы, транслируемые прямо в голову (звучит как аппарат будущего). Но он уже здесь, в настоящем, и имя ему – человеческая способность к воображению.
Зачем нужно читать классические тексты? Именно потому, что они классические – прошедшие сквозь время, поднимающие вопросы, актуальные для человечества и на сегодняшний день. При подготовке к ЕГЭ по литературе требуется прочтение множества классических произведений, и все они подобраны не случайным образом, все книги важны для формирования здорового взгляда на общество, критического мышления, наконец – фантазии. Пусть про драконов в то время особо не писали, но образы героев русской литературы гораздо ярче, потому что все они в большей или меньшей степени среди нас.
«Капитанская дочка» – одно из первых произведений, необходимых для прочтения при сдаче ЕГЭ по литературе. Пушкин называет его романом. Почему? Об этом может рассказать преподаватель на наших курсах. В «Капитанской дочке» поднимается самый ранний этический вопрос, который часто задают дети своим родителям, который звучит у Маяковского в одноименном стихотворении: «Что такое хорошо, а что такое плохо?»
Спустя годы уже подросшие дети – взрослые часто сами не могут понять, насколько плохо или хорошо они поступают. Понятие добра и зла путанно. «К этому меня жизнь не готовила», – иронично любят сегодня произносить. Да как же? А Пушкин? А Капитанская дочка?
Петр Гринев – один из главных героев произведения, молодой офицер, только оторвавшийся от семьи и поступивший на службу – фактически, tabula rasa – чистая доска. В памяти у него откладывается только напутственное отцовское слово: «Береги платье снову, а честь — смолоду». Первую часть мудрости он понимает буквально, но не выполняет – отдает свой заячий тулуп в благодарность какому-то мужику, проводившему его и не давшему заблудиться. По счастливой случайности, мужик окажется Емельяном Пугачевым, весьма благодарным, что и спасет в дальнейшем Петру жизнь.
В произведении, помимо локальных противопоставлений Швабрин-Гринев существует более глобальное, историческое: бунтующий Пугачев, жаждущий воли, и государственная власть в лице императрицы Екатерины II. И если Швабрин — плохой, а Гринев — хороший (потому что Петр соблюдает понятия чести, а Швабрин — предатель), то с глобальным историческим добром-злом все гораздо сложнее. Кто прав – Екатерина или Пугачев? В советской историографии казака Емельяна представляли фигурой положительной – бунтарь, революционер, олицетворение русской силы. Оно и понятно – идеология обязывала. Но Пушкин, честный художник, показывает нам, что казаки и разбойники Пугачева устраивали кровавые резни, убивая всех несогласных, особенно представителей власти. Под его руку попадает и отец Маши Мироновой (возлюбленной Петра, девушки честной и храброй) – офицер, комендант Белгородской крепости Иван Миронов. Он человек простой, но верный своему делу, поступающий по чести, не предатель. Разве убийство хорошего человека делает поступки Пугачева благородными? Но он не частная фигура, а историческая, он боролся за волю казацкую, немного за волю крестьянскую. Он верен своему делу, и товарищи уважают его. И цель Емельяна благородная.
А что же с Екатериной? Императрица-узурпаторша, расширившая привилегии дворянства, еще больше закрепостившая крестьян. Разве это хорошо? Но государственная стабильность, самая успешная в истории внешняя политика, блестящее законотворчество… Бунт казаков императрица воспринимает как удар в спину: идет русско-турецкая война, и большая часть армии занята на фронтах, некому подавить восстание. Екатерина искренне переживает за свой народ и делает все возможное, чтобы остановить кровопролитие. Кровопролитие во имя свободы, кстати.
В.Боровиковский, Третьяковская галерея, Москва.
Какой она представляется на страницах романа? Петра Гринева осуждают за пособничество Пугачеву, и Маша Миронова едет в столицу просить за него лично у императрицы. Как-то утром она встречает женщину, гуляющую с собаками, и честно рассказывает ей про свою беду. Женщина оказывается самой императрицей, которая в тот же день вызывает к себе Машу на официальный прием. Екатерина сдерживает свое слово, и Гринев избегает наказания. Императрица не представлена жестокой барыней-самодуркой. Она – воплощение образа матери, скорбящей по бедам, что принес бунт. И даже своего злейшего врага Пугачева, попытавшегося представится чудом выжившим Петром III (то есть, пошедшего на обман), она милует: по ее личной просьбе в вынесенный смертный приговор вносится корректировка. Пугачева должны были четвертовать – казнь, при которой поочередно отрубаются конечности, приносящая невыносимую боль. Екатерина велела отрубить сначала голову, чтобы не приносить ему лишних мучений. Большинство участников бунта получают ссылку. Это показательно, если сравнить с кровавой расправой над стрельцами Петра I, когда за меньшую провинность он утопил в крови Красную площадь, за несколько дней казнив более 2000 стрельцов.
Добрая ли Екатерина? Она не устраивает показательных казней, она готова выносить справедливые приговоры. Но при императрице происходит закрепощение крестьян. А Пугачев? Он стремится дать вольность, но топит в крови земли, которые ему удается захватить, убивает несогласных – зачастую, верных государству людей, отстаивающих свою честь.
«Береги честь смолоду», — звучит в эпиграфе. Произведение позволяет понять, что категории добра и зла слишком относительны, их сложно применить к людям, обладающим властью. И Екатерина, и Пугачев верны своим принципам, они знают, что такое честь. Но машина истории слишком сложна, чтобы мы повесили на них ярлыки хороших или плохих, а вот каждый отдельный человек может сделать выбор – поступать по чести или же предать ее. Об этом Пушкин тоже написал. Чтобы мы, потомки, прочитали.
Записаться к нам на курсы или задать интересующие вопросы вы можете, позвонив по телефону 2-950-216.
Федосова Олеся Евгеньевна,
преподаватель русского языка и литературы
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: