Часть 2. система стихосложения и стихотворные размеры: как определить размер стихотворения?

Неотъемлемой частью ЕГЭ по литературе является анализ стихотворения. И в каждом тесте части 2 обязательно присутствует вопрос: «Каким размером написано стихотворение N?» Давайте разберёмся в правилах определения размера и поймём, что страшно незнание, а знание – сила и + 1 балл в ЕГЭ.

*Знаковые обозначения:
_ — безударный слог
_/ — ударный слог
/ — конец строки
| — разграничение групп слогов
// — конец строфы

При определении размера стихотворения в части 2 ЕГЭ по литературе следует запомнить простую последовательность действий:

1. Прочитайте стихотворение вслух.
2. Выделите все слоги в двух строках каждой строфы, если строф много, или во всём стихотворении, если оно небольшого объёма.
3. Прочитайте стихотворение вслух с выражением, определите акцентные (сильные/ударные) слоги.
4. Посчитайте количество безударных слогов между ударными. Если между двумя ударными слогами только один безударный, то перед вами двухсложный размер (хорей или ямб). Если между двумя ударными слогами два безударных, то вы имеете дело с трёхсложным размером (дактиль, амфибрахий или анапест).
5. С начала строки отделите по два или по три слога в зависимости от предполагаемого размера и определите размер.

Пример определения размера стихотворения

В. А. Жуковский «Море»

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

1. Делим слова на слоги:

без-молв-но-е-мо-ре-ла-зур-но-е-мо-ре
сто-ю-о-ча-ро-ван-над-безд-ной-тво-ей
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2. Выделяем акценты:

без-молв-но-е-мо-ре-ла-зур-но-е-мо-ре
сто-ю-о-ча-ро-ван-над-безд-ной-тво-ей
_ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

3. Между двумя ударными слогами два безударных, поэтому объединяем по три слога:

_ _/ _ | _ _/ _ | _ _/ _ | _ _/ _
_ _/ _ | _ _/ _ | _ _/ _ | _ _/

4. Стихотворение В. А. Жуковского написано амфибрахием.

Записаться на курсы ЕГЭ по литературе в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

 

Федосова Олеся Евгеньевна,
преподаватель русского языка и литературы