Индустриализация VS права человека: двойственность общественного прогресса

Падение Римской империи Томас Коле

Общественный прогресс – это направленное развитие человеческого общества, при котором происходит переход от менее совершенных форм, к более совершенным. А так как совершенству нет предела, то и прогрессу тоже. Прогресс затрагивает все сферы общественной жизни – семью, государство, образование. Так или иначе меняется всё. Но нельзя сказать, что прогресс необратим, есть и его противоположная форма – регресс – упадок в развитии, движение назад.

Классическим примером общественного регресса в мировой истории будет падение Римской империи в V веке н.э. и переход к Средним векам, которые еще называют Тёмными. Тогда на несколько веков были забыты водопровод, римское право, технологии ведения хозяйства и многое другое. Как драматически пишут «варвары пасли коз на развалинах Рима».

Но регресс для общества скорее исключение, в основном оно стремится к прогрессу. Однако и сам прогресс не столь однозначный: во второй части ЕГЭ по обществознанию может встретиться следующий вопрос:

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Индустриализация – это процесс перехода от аграрного хозяйства к промышленному, в СССР он проходил преимущественно в 1930-х, одновременно с периодом сталинского Большого террора и массовыми репрессиями по уничтожению «врагов народа». В вопросе указывается, что развивалась промышленность – это верно. По итогам первых двух пятилеток, даже самым пессимистичным, СССР занял второе место в мире (после Англии) по объемам промышленного производства. Пусть и постепенно, но это сопровождалось повышением уровня жизни людей, так как тяжелая промышленность создала базу для последующего развития промышленности лёгкой – товаров народного пользования. Но одновременно с этим были «ущемления прав граждан» – это так мягко авторы назвали массовые чистки по 58 статье, по которой было осуждено более 3,5 миллиона человек, а к высшей мере (смертной казни) были приговорены более 600 000. С большой натяжкой это можно назвать ущемлением, авторы правы.

Данный процесс иллюстрирует двойственность прогресса или, как еще иногда говорят – его противоречивый характер. Это значит, что в чём-то общество движется вперёд, а в чём-то – откатывается назад. В случае с СССР ценой индустриализации (прогресса) была свобода большого количества людей и их жизни.

Примеры противоречивого характера прогресса:

1. Римская империя VS рабовладение

Как ни странно, да. При всём своём прогрессивном развитии, экономика Римской империи базировалась на рабском труде и большой разницей между гражданами Рима и жителями римских колоний – варварами. Это в дальнейшем и обусловило падение сначала республики, а затем и империи.

2. Урбанизация VS рост числа инфарктов

Жизнь в городе (а урбанизация – это тенденция к переезду людей в город), безусловно, гораздо комфортнее, чем в деревне и требует меньшего труда для поддержание существования. Сама урбанизация свидетельствует о росте числа промышленных предприятий (переход от аграрного общества к индустриальному, а затем – и к постиндустриальному). Однако скученность проживания людей, регулярные стрессы, с которыми сталкивается горожанин, пробки, телефонные звонки, потоки информации, невозможность расслабиться – всё это оказывает психологическую нагрузку на человека. Это все можно продолжать до бесконечности. Всё это катастрофически увеличило число смертей от инфаркта. И да, в этом двойственность урбанизации как прогресса.

3. Вестернизация Петра I VS консервация крепостничества

Вестернизация – это заимствование западного образа жизни (от английского West – Запад), особенно ярко она проявилось при первом российском императоре – Петре, которого прозвали Великим за выход к

Балтийскому морю, рубёжку бород, немецкое платье и строительство Санкт-Петербурга. Но реже говорят, что именно при Петре произошла консервация крепостнического строя – все средства для своих «преобразований» и войн царь брал с тяглового сословия, всё больше его закрепощая. Именно при нём произошёл роковой разрыв между правящими дворянскими элитами, сбрившими бороды и заговорившими на немецком и французском и крестьянами, что продолжали бороды носить, а понимали только родной, русский язык.

Такова противоречивость общественного прогресса.

Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания