«Газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу»

Пример типичного заголовка жёлтой прессы

В ЕГЭ по обществознанию есть темы, посвященные отдельно СМИ и отдельно – типам культуры, самым распространенным из которых является массовая культура. Но они могут быть счастливы вместе – в феномене «жёлтой прессы». Желтая пресса – это СМИ, специализирующиеся на скандалах и сенсациях, часто мнимых. Если функцией классических СМИ является донесение информации, то функция жёлтой прессы – привлечение внимание громкими заголовками.

В ЕГЭ по обществознанию может встретиться следующий вопрос:

По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу». К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информа-ции данной категории, не указанные в задании.

Этот издатель явно знает толк в деньгах, так как люди падки на сенсации, а чем больше газет раскуплено – тем дороже стоит размещение там рекламы. Эта газета обращена прежде всего к массовой аудитории. К примеру, газета об особенностях рыбалки обращена к социальной группе рыбаков, а, например, НЛО – новое литературное обозрение будет читать тонкая прослойка литературоведов, гуманитариев и редких интересующихся. А вот «ШОК-контент! Бузова побрилась налысо!» привлечет внимание гораздо большего числа лиц. К сожалению. Это категория жёлтой прессы или массовой прессы.

Какие еще особенности у этой категории СМИ?

1. Простота подачи информации.

Это черта совпадает с чертой массовой культуры. Жёлтая пресса должна быть понятна всем, кто умеет читать, хотя бы по слогам.

2. Развлекательный характер.

Статьи не должны заставлять человека думать, что-то анализировать или критически переосмыслять, их главная задача – развлечение.

3. Основная темы – личная жизнь известных людей.

Известными людьми могут быть звезды шоу-бизнеса, спорта, политическая элита. Задача журналистов – «покопаться в их белье», то есть, узнать какие-то подробности личной жизни, желательно – не очень приятные.

Но не только личная жизнь звёзд интересует массы по мнению журналистов. В жёлтой прессе вы можете так же увидеть статьи об инопланетянах, методах лечения папоротником, людях с пёсьими головами и многое другое.

Тот самый «Жёлтый малыш»

Есть два предположения, почему жёлтая пресса называется жёлтой. Первое – название пошло от комикса «Жёлтый малыш», который активно тиражировался в американской прессе во времена китайско-японской войны 1895 года. Жёлтый и неопрятный ребенок символизировал азиатов, сами же газеты спекулировали на стереотипах. Другая, более прозаическая версия: жёлтой пресса называется из-за дешевой желтой бумаги, на которой она печатается. Эта бумага такая же недолговечная, как и «сенсации», жёлтой прессой распространяемые.

Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания