Эссе по историческому периоду – это последнее задание в экзамене по истории. Ученику на выбор дается 3 исторических периода, по одному из которых следует написать лаконичный и понятный текст согласно требованиям. Требования достаточно просты, однако истерия по поводу сложности ЕГЭ с каждым годом вводит в преддепрессивное состояние все больше выпускников школ. И, несмотря на простоту экзамена, каждый абитуриент рано или поздно поднимает руки к небу и вопрошает в отчаянии:
Как же, Господи? Как писать эссе в ЕГЭ по истории?
Очень просто.
И плясать нам надо от требований, указанных в самом ЕГЭ. В демонстрационном варианте ЕГЭ 2018, представленном на сайте ФИПИ сказано следующее:
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Собираем требование в единую схему и получаем следующее:
где стрелка — это причинно-следственные связи.
Начинать писать сочинение следует с составления именно такой схемы. Часто бывает так, что исторический период кажется хорошо знакомым, а вот четко 2х исторических персоналий с событиями и результатами деятельности выделить не получается.
Поэтому сначала схема – потом текст.
Возьмём следующий период – 1019-1054 и составим по нему схему.
Это период правления Ярослава Мудрого и он будет первым персонажем нашего сочинения. Вторым персонажем мы возьмём митрополита Иллариона.
Теперь следует вспомнить события, связанные с этими историческими личностями. Важно брать не просто яркие события, а те, из которых можно выделить какое-либо следствие. У Ярослава пусть это будет принятие Русской правды, первого свода законов. Можно взять запасное событие – разгром печенегов.
У Иллариона мы возьмём тот факт, что он становится первым русским митрополитом и, как запасной вариант, написание «Слова о Законе и Благодати»
Дальше проводим следствие из этих событий. Следствием принятия Русской правды можем назвать успешную борьбу с родовыми традициями кровной мести и получение государством некоторого правового и легитимного статуса. Следствием разгрома печенегов будет избавление от серьезной внешней угрозы и строительство храма святой Софии киевской.
Теперь Илларион. Следствие из «русского митрополита» – становление независимого русского православного духовенства. Следствие из «Слова» – богатый вклад в религиозно-философскую культуру нашей замечательной страны.
На выходе мы получаем вот такую схему, ориентируясь на которую нужно писать текст.
Зачем это делать? Чтобы мысль не растекалась по древу и проверяющему эксперту сразу было четко видно всё то, за что ставятся баллы. Персоналий? Есть. Событие? Да вот оно, сразу за персоналием. А, вот и следствие подошло. Всё, отлично.
Итак, еще раз, план действий:
1. Выбираем период, в котором хорошо знакомы с 2-мя историческими личностями
2. Пишем план-схему перед эссе, где выделяем
2.1 Двух личностей
2.2 Что они сделали
2.3 Что из этого следовало
2.4 Что можно в целом сказать об этом периоде
3. Пишем эссе, не заморачиваясь насчет его красоты и литературности
4. Проверяем и перепроверяем даты, события, персоналий.
5. Сверяем эссе со схемой
6. Расслабляемся.
Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: