Долой ЕГЭ по литературе! Крик души школьников, оставшихся неизвестными, симптоматичен. Для подготовки к ЕГЭ по литературе следует прочитать довольно много книг, а статистика интереса к чтению довольно печальна: по данным на 2012 год, 35% опрошенных респондентов признались, что не читают книги совсем, а самые востребованные авторы – это Донцова и Шилова (пишущие в жанре детектив-как-большой-анекдот-на-всю-книгу).
Сколько же процентов читают классику? Да еще и не в кратком содержании, и не под прицелом. Можно только догадываться. Эта проблема стара, как мир, как пьеса Фонвизина «Недоросль». Правда, в то время образование могли получить только состоятельные люди, сейчас же оно доступно всем, но это только обостряет проблему, которая поднимается в тексте.
«Недоросль» – комедия Дениса Фонвизина про помещиков и их порядки. Про наглость и глупость. Про лесть и честность. Фамилии-имена героев абсолютно говорящие: Скотинин (любящий свиней), Простакова (проста и глупа), Стародум (стар и одарен проницательностью и умом, в отличие от других), Софья (Мудрость), Митрофан (матерью явленный маменькин сынок) их даже не нужно особо интерпретировать. Митрофанушка, в честь которого и названа комедия – сын помещиков Простаковых, недоросль, не желающий учиться.
Недорослями называли дворянских детей, еще не поступивших на службу. После пьесы Фонвизина это слово становится нарицательным. Митрофанушку занимает еда, голубятня и, как оказалось, девушки: «Не хочу учиться – хочу жениться!» Софья, на которой и собираются женить Мирофанушку (из-за богатого наследства, естественно), девушка скромная и образованная и дворянский недоросль, считающий, что географию не нужно учить – извозчик и так довезет, ее не привлекает. Несмотря на свое происхождение, да, совсем не привлекает.
Пьеса заканчивается хорошо – над неучем смеются, положительные герои счастливы. Текст написан легко, читать его весело, но есть одно «но». Это пьеса, а форма пьесы почему-то отталкивает современных школьников. То ли из-за необходимости запоминать имена героев, то ли из-за недостаточности текстового полотна для создания фантазийного пространства. Пьесу читают редко, читают мало, что и подтверждает ее актуальность. А как часто мы видим в новостной ленте сообщения об аварии или дебоше очередного мажора (прим. далее – не музыкальный термин, а глуповатый сын очень богатых и влиятельных родителей), такого же глуповатого и к тому же злого Митрофанушки? Последнее время – часто.
А в чем мораль? Ну, хотя бы в истории ниже.
На железнодорожном вокзале в Великом Новгороде с периодичностью раз в 2-3 месяца происходит одна и та же ситуация: из поезда выходит мужик (почему-то это не случается с женщинами) и, оживленно болтая по телефону – весь в своих делах, выходит на привокзальную площадь. Минуты 2 ему хватает, чтобы обойти ее всю и понять, что все вышедшие пассажиры не нырнули в привычное для большого города метро, а как-то незаметно разбрелись по округе. По округе маленького (220 тыс.чел.), но очень древнего городка. А он остался стоять один, рядом с бюстом Александра Невского. И до продавцов из стоящих неподалеку ларьков доносится, как он кричит в трубку:
«Я вышел с вокзала, да! Стою возле какой-то статуи небольшой. Ну, на богатыря похож. Да. Написано, Невский какой-то. Нет, метро не вижу, сейчас у местных спрошу».
И мужик подходит наконец к местным, опускаясь до них своим московским вниманием и спрашивает, где здесь, собственно, вход в метро. Местные, уже хихикая, отправляют его к таксистам, мол, довезут. Садясь в такси, мужик говорит везти его до такой-то станции.
«- Вас до Петербурга или до Москвы?» — интересуется таксист. «Я не понял, тут все приколисты? Какая Москва, это же Новгород, вот и вези меня до метро». И, уже готовый обрушить праведный московский гнев на работягу-таксиста, мужик наконец узнает от него, что в России – 2 Новгорода. Великий – который на озере Ильмень, на реке Волхов, город, в который был призван варяг-Рюрик, бывшая Новгородская республика, богатейшая земля в средневековой Руси. Ну, и второй Новгород – Нижний. Тот самый город-милионник с метро.
— У Вас на кассе уточняли, куда поедете? – спрашивает с сочувствием таксист у ошалевшего от ликбеза мужика.
— Я сказал, на ближайший, который на табло увидел….
В течение часа мужик узнает, что поезда из Новгорода до Москвы ходят раз в сутки, автобусы – чуть чаще, а до Нижнего стало дальше прежнего на тысячу километров. Зато посмотрит Кремль. Не тот, что в Москве.
А что, как сказал Митрофанушка: «Географию учить не надо, извозчик довезет!»
Записаться к нам на курсы или задать интересующие вопросы вы можете, позвонив по телефону 2-950-216.
Федосова Олеся Евгеньевна,
преподаватель русского языка и литературы
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: