
Восстание Емельяна Пугачева событие в истории неоднозначное и сложное для политической, тем более — нравственной оценки. Не случайно в советской историографии оно именовалось «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева», что придавало ему характер классовой борьбы. Дескать, крепостные крестьяне боролись со своими хозяевами помещиками, а их предводитель Пугачев лично боролся с «главпомещиком» Екатериной Второй. Эксплуатируемые, движимые антагонизмом интересов, восстали против эксплуататоров. Это прекрасно вписывается в классовую теорию К. Маркса.
Но догматизм официальной советской истории ушел в прошлое, дав пространство для развития исторического плюрализма — множественности мнений и оценок. И теперь нельзя так однозначно сказать, что Пугачев желал мира во всём мире, Земли Обетованной, свободы-равенства-братства. И что его «Крестьянская война» на самом деле была не вполне крестьянская. Кто в принципе участвовал в восстании Пугачева?
Участники восстания под предводительством Пугачева:
- Казаки — яицкие (с реки Яик, которую после подавления восстания Екатерина переименует в Урал) и донские
- Крестьяне
- Башкиры (под предводительством Салавата Юлаева), калмыки, татары
- Рабочие Урала
Получается, что состав восстания был не полностью крестьянским, началось оно именно с казачьего сословия, из которого происходил сам Е. Пугачев. Но вопрос не столько в сословном составе, сколько в намерениях предводителя восстания. Чего же хотел добиться Емельян Пугачев?
При подготовке к ЕГЭ по истории во второй части может встретиться следующий вопрос-суждение, на который учащийся должен привести 2 аргумента за и 2 аргумента против суждения:
Повстанцы во главе с Е. И. Пугачёвым боролись против общественно — политического строя, существовавшего в России
В подобных вопросах всегда надо упрощать точку зрения, за которую мы будем вступаться или же наоборот — которая подлежит уничтожению. В согласии нужно доказать, что действия и намерения Пугачева были антимонархическими. В несогласии — что он вполне себе был не против в монархическую систему войти.
Аргументы за:
+ Манифест 31 июля 1774 года. В нем он фактически даровал вольность крепостным крестьянам. Звучало это примерно так
«награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озёрами без покупки и без оброку; и свобождаем всех от прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев«
Отказ от крепостничества, на котором базировалась экономика существующего политического строя, безусловно, подрывал основы этого политического строя.
+ Пугачев призывал истреблять дворян — гарантов существующего политического строя, привилегированное сословие. Об этом говорится в том же манифесте:
кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах, — оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян, ловить, казнить и вешать
Но не все было так просто и однозначно с Пугачёвым. Существует точка зрения, что политический строй его вполне устраивал, правда, во главе с самим собой. Поэтому аргументы против:
— Пугачев объявлял себя императором Петром III, а от бывших помещичьих крестьян требовал быть «верными короне», что значило, в сущности, их переход на положение государственных крестьян. Эта система принципиально не отличалась от существующей.
— Армия Пугачева существовала за счет местного населения (крестьян), у которых проводила принудительный отъем провизии. Еще в армию набирались рекруты — так же принудительно, что не отличалось от государственной системы.
— Своим приближенным Пугачев раздавал дворянские титулы.
Таким образом, нельзя однозначно говорить об освободительном характере восстания Е. Пугачева. И замечательно, что сегодня в академическом пространстве есть место для дискуссий.
Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: