Правовая культура и правосознание

Любой современный человек при упоминании термина «правовая культура» представляет себе систему совершенных законов и законопослушных людей, уважительно относящихся к власти. Известно, что чем более развито общество, тем более развита в нем правовая культура. Может показаться, что эта идеальная ситуация может сложиться только в правовом демократическом государстве, где мудрые правители пишут справедливые законы, а граждане даже глубокой ночью переходят дорогу точно по светофору.

Но это является обыденным взглядом на правовую культуру. Для того чтобы правильно решить многие вопросы из второй части ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отделять правовую культуру от правового сознания и понимать, что это такое.

Правовая культура – это часть культуры общества, выражающаяся в уровне законодательной деятельности государства, правоприменения и правосознания социальных групп и индивидов. Правовая культура может проявляться на уровне личности, социальных групп или государства.

Правосознание – это разновидность общественного сознания (наряду с моральным сознанием, эстетическим, научным и религиозным). Это совокупность знаний и чувств людей по отношению к праву в конкретной исторической эпохе. Правосознание относится к правовой культуре как часть к целому, как ее центральный элемент. Сама правовая культура может проявляться не только в сознании людей, но и в юридических действиях, явлениях, оказывать влияние на другие социальные институты.

Из правовой культуры личности складывается правовая культура государства. Если обычные граждане паркуют свои автомобили на газонах, устраивают стихийные свалки, не платят алименты, или, и того хуже, берут взятки или воруют вещи с работы, то на более серьезном уровне ответственности нарушения закона примут угрожающие масштабы. Неоткуда взяться справедливым правителям (и справедливым законам), если в обществе нет понимания того, для чего нужны законы и как важно их соблюдать.

Развитая правовая культура необходима не только обществу, но и самой личности. Если человек знает свои права, он может их отстаивать (например, обратиться в суд и грамотно составить иск), предотвратить правонарушение, избежать лишних трат, предусмотреть правовые последствия своих действий.

Каким образом можно развить в гражданах правовую культуру? Для ответа на этот вопрос нужно привести примеры из разных сфер жизни:

1. Специальные образовательные программы в учебных заведениях. Это могут быть тематические классные часы, дидактические игры, викторины на темы «Я – гражданин России», «Мои права и обязанности» и т.д. Составляют и проводят их учителя, социальные педагоги или полицейские.

2. Воздействие через средства массовой информации. Все знают судебные ток-шоу, а есть еще специальные передачи, такие как «Законодательная власть», а также социальная реклама. Можно обсуждать законы и правонарушения в новостях или снимать документальные фильмы о них. Недопустима героизация преступников в популярных фильмах.

3. Семейное воспитание и самовоспитание. Семья – агент первичной социализации ребенка, поэтому родителям нужно уделять внимание правовому воспитанию.

Понимание сущности правовой культуры и правосознания поможет при написании большинства эссе по правоведению (например, по высказываниям, касающимся необходимости соблюдения законов).

Василовская Екатерина Андреевна

Кандидат философских наук

преподаватель обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.