Часть 1. Система стихосложения и стихотворные размеры: как определить размер стихотворения?

Неотъемлемой частью ЕГЭ по литературе является анализ стихотворения. И в каждом тесте части 2 обязательно присутствует вопрос: «Каким размером написано стихотворение N?» Давайте разберёмся в системе стихосложения и поймём, что страшно незнание, а знание – сила и + 1 балл в ЕГЭ.

*Знаковые обозначения:
_ — безударный слог
_/ — ударный слог
/ — конец строки
| — разграничение групп слогов
// — конец строфы

Перед знакомством с размерами погрузимся в экскурс по теории и истории литературы.
Система стихосложения состоит из трёх основных групп, каждая из которых существовала в разные периоды развития литературы: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – самый старый способ организации стихотворного текста. В основе него лежит упорядоченное появление ударных слогов при произвольном количестве безударных. Ударения (или акценты) создают ритм, который и является приоритетным в данном типе стихосложения. Характерна эта система для литературы XVII-XVIII веков, в частности, для былин – ярчайших представителей фольклора.
Обратимся к отрывку из русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и проанализируем его звуковой состав.

«Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много-множество…»

Первоначально посчитаем количество слогов в каждой строчке. Помним, что слогом является минимальная часть слова, включающая в себя только одну гласную.

как-у-слав-но-го-у-го-ро-да-чер-ни-го-ва
наг-на-но-тут-си-лы-мно-го-мно-жест-во

Далее расставим акценты. Обратите внимание на то, что нам не важны все ударения! Мы выделяем только сильные ударения, которые читаются с акцентом. Для этого прочитайте отрывок вслух, медленно и с выражением.

как-у-слАв-но-го-у-гО-ро-да-чер-нИ-го-ва
нАг-на-но-тут-сИ-лы-мно-го-мнО-жест-во

Звуковая схема будет выглядеть следующим образом:

_ _ _/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _
_/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _

Первая строка состоит из 13 слогов: 3 ударных, 10 безударных. Во второй строке из 11 слогов 3 ударных, 8 безударных. Таким образом, мы подтверждаем факт, что Тонике важно только количество тонов (акцентов / ударений) в каждой строчке.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ основано на примерно одинаковом числе слогов, ударные слоги в строке располагаются свободно. Данная система характерна для периода рождения собственно русской литературы – Классицизма (XVIII в.).

Проанализируем отрывок из стихотворения В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные России».

«Начну на флейте стихи печальны;
Зря на Россию чрез страны дальны…»

нач-нУ-на-флЕй-те-сти-хИ-пе-чАль-ны
зря-нА-рос-сИ-ю-чрез-стрА-ны-дАль-ны

_ _/_ _/_ _ _/_ _/_
_ _/_ _/_ _ _/_ _/_

Каждая строка состоит из 10 слогов. Силлабическое стихосложение – это слоговая система, поэтому совпадение расположения ударных и безударных слогов не важно.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – основа русской классической поэзии, в которой важным является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов, при этом количество слогов в строке предпочтительно равное. Этот симбиоз двух систем – тона и слога – и создал стихотворные размеры.
Размер – это схема чередования ударных и безударных слогов.
Размеры делятся на две категории: двухсложные и трёхсложные. В первом случае объединяются два слога (один ударный, один безударный), во втором – три (один ударный, два безударных).

Двухсложные размеры:

ХОРЕЙ – первый слог ударный, второй слог безударный ( _/ _)

«Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана…»
(отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»)

ЯМБ – первый слог безударный, второй слог ударный ( _ _/)

«Учись у них – у дуба, у берёзы. / Кругом зима. Жестокая пора!»
(отрывок из стихотворения А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»)

Трёхсложные размеры:

ДАКТИЛЬ – первый слог ударный, два последующих слога безударные (_/ _ _)

«Как хорошо ты, о море ночное, — / Здесь лучезарно, там сизо-темно…»
(отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»)

АМФИБРАХИЙ – второй слог ударный, предшествующий и последующий слоги безударные (_ _/ _)

«И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…»
(отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…»)

АНАПЕСТ – последний слог ударный, два предшествующих слога безударные (_ _ _/)

«Что ты жадно глядишь на дорогу / В стороне от весёлых подруг…»
(отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка»)

Anapest

Если в строках один раз выпадают сразу два безударных слога или неожиданно появляются два следующих друг за другом ударных слога, не спешите ругать себя за ошибку. Это может быть намеренное авторское нарушение.

Спондей – два подряд ударных слога (_/_/).
Пиррихий – два подряд безударных слога (_ _).

Такие нарушения – частое явление, особенно в лирике «Серебряного века», тяготеющей к новаторству и смешению размеров, но на всякий случай стоит себя проверить и ещё раз разобрать стихотворение.

Записаться на курсы ЕГЭ по литературе в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

 

Федосова Олеся Евгеньевна,
преподаватель русского языка и литературы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

One thought on “Часть 1. Система стихосложения и стихотворные размеры: как определить размер стихотворения?

Комментарии закрыты.