Вместе мы сила?


(Основные вопросы, поднимаемые во второй части ЕГЭ по истории Древней Руси домонгольского периода)

В современном мире мы знаем точно – в единстве наша сила. Это следует из наименования правящей партии, об этом пишут в книгах: о дружбе, о союзе, о «пучке прутьев», который не переломить (в отличие от прутиков по отдельности). Но в истории нашей страны есть этап, названный «феодальной раздробленностью» или «удельной Русью» — когда каждое из княжеств было само по себе, часто враждуя с соседними. Закрепление феодальной раздробленности произошло на съезде князей в Любече, в 1097 году, когда каждый поклялся на кресте, что «Кождо держить очьчину свою», то есть, каждый владеет своим княжеством и на чужие не покушается. На деле все оказалось печально, усобицы не прекратились, а даже окрасились в суровые тона (с ослеплением – Василька Ростиславича, пленом, убийствами и другими нехорошими вещами). Но процесс пошел, феодальная раздробленность стала реальностью. Во второй части заданий ЕГЭ по истории часто встречается следующий вопрос в виде утверждения:

Переход к феодальной раздробленности во второй четверти XII в. можно считать прогрессом в развитии средневековой Руси, её расцветом.

Следует согласиться с суждением и привести два аргумента «за», но спустя мгновение, показав пластичность дисциплины история и ее многозначность, опровергнуть суждения, приведя два аргумента «против». Стоит начать с аргументов «за»: переход к феодальной раздробленности не был печальным прецедентом, средневековые империи распадались на отдельные княжества, королевства, то есть, это был закономерный процесс развития государственности и печалиться не о чем. В отличие, например, от массового иноземного вторжения – татаро-монгольского ига, которое внесло путаницу и пошатнуло естественный процесс. В период удельной Руси значительно усиливается рост городов, это связано с их ролью центров ремесла и торговли, которые в каждом княжестве были особенные. Почему активно стали развиваться ремесло, торговля и образование? В процессе конкуренции, которая усилилась с развалом древнерусского государства. Княжества соревновались между собой, а здоровый дух соперничества всегда стимулирует развитие. Это даже рыночная экономика подтверждает. Таким образом, наш первый аргумент:

Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. А. Васнецов

1. Значительный рост городов и развитие ремесла и торговли.
Можно было бы разбить этот аргумент на два маленьких – отдельно выделить города, отдельно ремесло и торговля. Но мы приведем еще один, а начнем с вопроса: сеть стоматологических клиник по всей стране с огромным штатом постоянно меняющихся врачей и небольшой кабинет стоматолога, где клиентов лечит сама хозяйка уже долгие годы – куда пойти лечить зубы? Конечно же второй вариант гораздо лучше, несмотря на всю яркость рекламы. Человек, владея собственным бизнесом и работающий же в нем, будет гораздо качественнее выполнять заказы. Об этом нам поведала та же рыночная экономика со своим понятием собственности. Аналогию можно привести и с княжествами: удельные князья были более эффективными управленцами, так как дела решались не централизовано, через далекий Киев, а тут же, на местах. Более того, они несли за свою землю личную ответственность, так как ее суждено было передать детям. Отсюда и второй аргумент:

2. Эффективное управление княжествами на местах, по сравнению с централизованной системой.

А теперь аргументы против, которые сводятся к тому самому «пучку прутьев» (который, кстати, звучит на итальянском как «fascio». От него, собственно, Муссолини и составил свое знаменитое слово «фашизм»). Еще в «Слове о полку Игореве» поднимается проблема слабости князей во вражде. Раздробленные земли не могли противостоять серьезному внешнему вторжению, которым становятся войска Батыя. Первый аргумент «против»:

1. Снижение обороноспособности страны.
Второй аргумент представлен уже внутренними противоречиями:

2. Междоусобицы князей.

Последние два аргумента станут фатальными в истории нашей страны. Так и выбираем – между «Fascio» и монголами.

Записаться к нам на курсы или задать интересующие вопросы вы можете, позвонив по телефону 2-950-216.
 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.