Под Игом, под опиумом

Иллюстрация из мультфильма «Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Религия — опиум для народа» — так сказал К. Маркс в своей «Критике гегелевской философии права». Опиум — сильдодействующее наркотическое средство, используется как мощное болеутоляющее. К. Маркс применяет метафору, имея ввиду одурманивающее действие религии, ее внушения счастья небесного — иллюзорного. Но ведь опиум снимает боль! Эти две функции религии — дурман и анестезия, позволили продержаться ей в различных формах в течении десятков сотен лет. Религиозным институтом, представляющим власть, является церковь — могущественный социальный институт. Как писал Э. М. Ремарк: «Не пренебрегайте мудростью церкви. Это единственная диктатура, которая устояла в течении двух тысячелетий».

На Руси церковь начинает складываться в самом конце X века — с принятием князем Владимиром христианства. Крещение Руси происходило под патронтажем Византии, поэтому первыми митрополитами были греки. В период правления Ярослава Мудрого впервые избирается русский митрополит — Илларион, автор религиозно-философского трактата «Слово о законе и благодати». В период раздробленности церковь имела небольшое влияние на враждующих князей, но уже с XIII-XIV веков наблюдается серьезный рост ее могущества. В ЕГЭ по истории может встретиться следующий вопрос:

В XIII-XIV вв. на Руси наблюдалось возрастание могущества церкви. Объясните причины этого явления (приведите 3 объяснения)

За этот вопрос можно получить максимум 3 балла — если будут четко сформулированы все 3 объяснения.

XIII-XIV вв. в истории Руси — это период татаро-монгольского Ига, самый его апогей, когда еще не сформировался новый центр будущей государственности — Москва. Период раздробенности и постоянными спорами между князьями, сопровождавшийся набегами ханов и грабительством баскаков (ордынских сборщиков дани). Довольно тяжелое время в нашей истории, время поражений, унижений и боли. Снятием последней активно и занималась церковь — так что сущность ответа кроется уже в названии. По-порядку:

1. В неблагоприятных политических условиях церковь оставалась единой и общей для раздробленных княжеств, выполняя роль духовных скреп и не позволяя Руси окончательно развалиться на мелкие государства. Церковь была духовным ориентиром в этот сложный период как для князей, так и для простых людей.

2. Налог в пользу церкви назывался десятиной, который требовалось уплачивать князю на ее содержания. Разоренные Ордой, князья часто предпочитали отдавать в счет десятины земли — которые и так пустовали из-за убитых или угнанных в плен крестьян. Приобретая множество земель таким образом, церковь расширяла сферу своего влияния и становилась могущественной.

3. Ордынский выход — или дань Орде. Дальновидные ханы, поняв влияние церкви на население, освободили ее от уплаты дани. И церковь довольна, и народ спокоен — благодаря церкви, интерпретирующей теперь Иго — как кару Божью, пред которой следует смириться.

Не уплачивая дань, в отличие от всех остальных на Руси, собирая земли, наращивая авторитет, церковь богатела и становилась все более могущественной. Однако первоначала восточного христианства — «власть светская над властью церковной» будут брать верх и с XVIII века, когда Петр Первый упразднит патриаршество, могущество РПЦ пошатнется — на неопределенный срок.

Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.